Цели партии в вопросах экономики, пути активизации национальной экономики и средства для решения намеченных задач
Обеспечение быстрого, устойчивого и рационального экономического роста на современной технологической основе за счет активизации научно-производственного и интеллектуального потенциала страны, повышения конкурентоспособности и модернизации национальной экономики.
На основе достижения эффективного экономического роста — обеспечение достаточных источников средств в стране для:
— укрепления и развития государства;
— решения социальных задач;
— роста благосостояния граждан, наиболее полного раскрытия ими своего творческого потенциала и самосовершенствования как личностей.
ЗАДАЧИ
Республика Беларусь — индустриально развитая европейская славянская страна, с социально ориентируемой экономикой, уровень развития производительных сил в которой в целом не уступает соответствующим показателям окружающих ее соседей. Вместе с тем многие сферы экономических отношений могут и должны получить значительное совершенствование. Экономика страны не должна уступать соответствующим показателям европейских стран.
Государством должны гарантироваться и в течение пятилетия должны быть подняты до уровня, соответствующего среднему по странам Евросоюза:
минимальный уровень жизни для каждого из граждан страны;
— выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, включая право на жилище по установленной норме с отоплением, электро- и радиофикацией, телефоном и необходимыми удобствами.
Все остальные граждане страны должны зарабатывать для себя и семьи самостоятельно. Государство должно создавать им прекрасные условия труда на госпредприятиях и для предпринимательства в системе общественных производственных и распределительных отношений, при которых:
каждый человек в стране:
— обретет чувство социальной защищенности и уверенности в завтрашнем дне;
— получит новые возможности зарабатывать своим трудом в каком-либо трудовом коллективе или путем создания собственного бизнеса; возрастающие доходы — для повышения своего благосостояния и жизненного уровня своей семьи, помощи родным и близким, с осознанным гражданским участием также в укреплении и развитии своего государства;
формы производственных организаций обеспечат:
— эффективность производства, которая не зависит от способа его организации, то есть формы собственности на орудия и средства производства;
—лучшее раскрытие творческого потенциала их руководителей и управляющих-менеджеров, специалистов-производственников и всех работников;
— наиболее высокую конкурентоспособность продукции (товаров, работ, услуг) на внутреннем и зарубежных рынках, достаточный объем ее реализации и необходимую прибыль для дальнейшего развития.
Национальное производство в целом обеспечит темп ежегодного прироста ВВП не менее 10 % и не меньший прирост национального дохода в целом по стране, опережающий рост государственных и частных инвестиций в перспективных направлениях экономики за счет формирования новых государственных институтов и механизмов экономического развития на основе новаций привлечения новых источников инвестиций, включая инвестиционные эмиссии Национального банка, венчурные фонды по привлечению средств, новационные бизнес-проекты, коммерческие банки и государственный бюджет развития;
производственно-распределительные отношения обеспечат:
— гармоничное сочетание интересов всех слоев населения, социальную защищенность граждан, повышение уровня образованности, показателей здоровья и культуры населения наиболее высокими темпами;
— повышение уровня жизни и благосостояния граждан;
— повышение оплаты труда и пенсий.
Пути активизации национальной экономики
Корень проблем в экономике — низкая конкурентоспособность продукции (товаров, работ, услуг). На повышение конкурентоспособности национальной экономики должна быть главная направленность внимания общества и государства. Пути повышения конкурентоспособности намечаются следующие:
— повышение наукоемкости и иновационности производства по перспективным в мире направлениям, обеспечение условий для притока средств в высокотехнологичные, инновационные отрасли;
— повышение престижа белорусской науки и инженерной школы;
— в основном бесплатное и при необходимости кредитное образование молодежи во все учебных заведениях;
— концентрация капитальных вложений на решающих участках, устранение распыления капитальных затрат, ускорение ввода в действие строящихся предприятий;
— исключение особых льгот иностранному капиталу, снижающих рыночную конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
— создание и развитие венчурных фондов, переход с кредитного на инвестиционное финансирование производства, стимулирование инновационной активности, применение новых перспективных технологий, реализация национальных сравнительных преимуществ;
— создание системы государственной поддержки высокотехнологического экспорта посредством страхования, предоставления целевых государственных инвестиций на сертификацию и контроль качества продукции; содействие экспорту таможенными мерами;
— укрепление централизованного контроля в государственном секторе экономики, придание ему роли ускорителя экономического роста на основе эффективного управления государственной собственностью, системой государственных закупок, недропользованием, базовой инфраструктурой экономики;
— совершенствование государственного регулирования дорожного хозяйства, транспорта, связи, телекоммуникаций, энергетики, машиностроения и других отраслей производства, включая коммунальное хозяйство. Государственное регулирование должно стать научно обоснованным инструментом общества.
Эффективное развитие экономики без субъективных перекосов возможно при условии, что она рационально самокорректируется посредством регулирующего влияния рынка. Поэтому государственное регулирование экономики должно дополняться мерами рыночного характера для ряда отраслей.
В то же время и «стихию рынка» необходимо регулировать научно обоснованными законами и государственным контролем за их соблюдением, обеспечивая при этом как интересы предприятий (организаций), их собственников, работников, так и интересы потребителей продукции и общества в целом:
— расширение форм общественного народного контроля, профсоюзов и самоуправления в экономике. Усиление ответственности руководителей предприятий за результаты их хозяйственной деятельности на основе расширения контрольных функций акционеров и трудовых коллективов;
совершенствование антимонопольной политики, пресечение недобросовестной конкуренции, контроль тарифов естественных монополий, защита интересов отечественного товаропроизводителя, очищение экономики от элементов преступности и бюрократического произвола.
Сельское хозяйство — предмет особой заботы государства
Более четверти населения нашей страны живет в сельской местности, агропромышленный комплекс является основным источником их средств к существованию и их денежных доходов. Поэтому Белорусский славянский комитет отдает предпочтение крупному коллективному, механизированному и автоматизированному сельскому хозяйству, не исключая фермерства, развивающемуся на промышленной основе.
Сельскому хозяйству, кроме дотаций, нужно выравнивание экономических и социальных условий проживания (газификация, транспорт, связь, благоустройство жилья), защита от посягательств на их собственность и достоинство, на результаты их труда и на свободу торговли.
Для обеспечения развития аграрного сектора необходимо:
— списание с сельхозпроизводителей долгов по налогам и штрафам;
— совершенствование налоговой системы с тем, чтобы налоги сельскими хозяйствами выплачивались, в основном, из прибыли;
— обеспечение стабильного и самодостаточного внутреннего рынка для реализации производимой сельскохозяйственной продукции;
—усиление роли госзаказа на сельхозпродукцию по обоснованным ценам с тем, чтобы у сельских тружеников возникала уверенность в том, что они смогут выгодно реализовать свою продукцию. При этом сельское хозяйство страны должно надежно обеспечивать внутренний спрос по большинству сельхозпродуктов;
— развитие биржевых услуг для продажи сельхозпродукции на экспорт;
— внедрение современных достижений цивилизации во все сферы сельской жизни. В сельском хозяйстве должны быть реально доступными гарантируемые государством для населения: дом культуры, детские дошкольные учреждения, отделение связи, медицинский пункт или больница, промтоварный и продовольственный магазины, столовая;
— совершенствование электрификации, теле- и радиофикации сел и деревень, телефонизация всех из них с возможностью подключения в Интернет, проведение водопровода и канализации, осуществление газификации, внедрение водопарового отопления в каждом доме.
Каждый желающий городской житель страны должен иметь право приобрести земельный участок размером до одного гектара для работы и отдыха на земле.
Жилищно-коммунальное хозяйство:
- формирование эффективно работающей как государственной, так и частной системы предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, удовлетворительных по качеству и цене, допуская в отдельных случаях под государственным контролем перевод ЖКХ на рыночные принципы функционирования.
— создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу коммунальных услуг, в первую очередь по теплоэнергосбе- режению и водоснабжению;
— разработка государственной программы ускоренной модернизации жилищно-коммунального хозяйства с привлечением и долгосрочных кредитов государственной банковской системы, погашаемых за счет экономического эффекта от модернизацион- ных мероприятий.
В социальной сфере:
— удвоение реальной оплаты труда и пенсий в течение 3-х лет за счет совершенствования инвестиционной политики, повышения конкурентоспособности продукции, новых форм мотиваций к труду и развитию средств производства, усиления материальной заинтересованности работников, расширения прав трудовых коллективов во взаимоотношениях с работодателями;
— отмена рабской контрактной системы во всех сферах производства, грубо нарушающей права человека, подавляющей его творческие способности, лишающей инициативы и человеческого достоинства каждого труженика;
— доведение доли заработной платы в себестоимости производимой в стране продукции до уровня, принятого в экономически богатых странах мира;
— принятие всесторонних мер по недопущению появления в стране безработицы, в том числе среди молодежи и женщин, включающих стимулирование перспективных направлений экономического развития, деятельности предприятий по расширению рабочих мест, а также создание системы повышения квалификации и переквалификации высвобождаемых работников, совершенствование форм частного предпринимательства и системы трудоустройства безработных, в том числе путем организации общественно полезных работ;
— совершенствование принципов начисления трудовых пенсий при повышении роли в формировании их размера накопительному страхованию дополнительной пенсии работников;
— укрепление и развитие системы социального страхования. Обязательное социальное страхование должно обеспечивать надежную защиту работающих в случае потери трудоспособности (из-за увечья, болезни, профессионального заболевания), потери заработка при безработице и в старости, а также возможность санаторно- курортного обслуживания, детского отдыха и оздоровления;
создание страховой медицины, совершенствование системы бесплатного медицинского обслуживания граждан за счет страховых выплат медицинским учреждениям по выбору граждан;
— пересмотр принципов формирования и обеспечения пенсий: гарантируемая государством пенсия с созданием условий для развития накопительного страхования дополнительной пенсии работников их нанимателями и самими работниками;
— реализация мер полноценной поддержки семьи, материнства и детства, в том числе доведение размера пособия по уходу за ребенком до уровня прожиточного минимума;
— повышение пособий и льгот для одиноких матерей, многодетных и малообеспеченных семей;
—материальное обеспечение нетрудоспособных, увеличение до обеспечения минимального прожиточного уровня государственной поддержки наименее защищенным слоям общества. Пенсионеры, инвалиды, ветераны войны и труда должны иметь материальные возможности для поддержания достойного образа жизни, отдыха в санаториях и пансионатах;
— развитие системы предоставления адресных дотаций семьям с низкими доходами на оплату коммунальных услуг по нормативам обеспеченности жилой площадью;
бесплатное предоставление продуктов питания и предметов первой необходимости по обоснованным нормам для неблагополучных и других нуждающихся групп населения.
Участие страны в международных экономических связях
Экономика любой страны в современных условиях не может эффективно развиваться, не интегрируясь в мирохозяйственные связи.
Беларусь должна добиться самых дружественных отношений со стороны своих ближайших соседей, иметь дружественные отношения со всеми странами мира, но прежде всего со славянскими странами.
Внешнеэкономическая политика Беларуси должна быть усилена по эффективности и результативности, прежде всего во взаимоотношениях с Россией и Украиной, со всем славянским миром, а также с Евросоюзом.
Соответственно, должны быть усилены критерии оценки работы торгпредставительств и загранпредставительств Беларуси по содействию экспорту товаров, работ, услуг в эти страны.
В целях расширения зарубежных рынков следует добиваться вступления Беларуси в ВТО на приемлемых для нашей экономики условиях. Но для того, чтобы иметь от этого пользу для страны, следует предварительно усовершенствовать систему денежно- инвестиционных, налоговых и мотивационных для работников отношений в стране.
Особое внимание — борьбе с наркоманией. В плане экономических мер Беларусь должна стать страной, где наркораспространители не смогут получить малейшего дохода, а тем более — прибыли.
Средства для решения намеченных задач
Основными средствами развития экономики считаем научно обоснованные решения по совершенствованию:
— денежно-инвестиционной и денежно-кредитной государственной системы, создание мощного внутреннего источника для государственных инвестиций за счет инвестиционных эмиссий Национального банка в наиболее эффективные национальные и зарубежные бизнес-проекты;
— налоговой системы на принципах всемерного содействия повышению конкурентоспособности, устойчивости, развитию национального производства;
— создание действенной системы мотиваций для работников и инвесторов к развитию средств производства и повышению эффективности хозяйствования.
1. Национальная кредитно-денежная система должна быть перестроена в источник государственных инвестиций за счет эмиссионного инвестирования в наиболее эффективные и перспективные бизнес-проекты и при этом она должна обеспечить полное удовлетворение потребностей национальной экономики в полновесных деньгах без инфляции.
Алгоритм решения этой задачи следующий:
1. Выстроить такой экономический механизм общественных отношений в стране, чтобы национальный белорусский рубль на ее территории стал объективно лучшим денежным средством для людей и субъектов хозяйствования, чем любая иностранная валюта, полновесно осуществлявшим все известные функции денег:
1) мера стоимости и цен;
2) средство обращения;
3) средство платежа за товары, работы, услуги;
4) средство накопления сбережений;
5) мировые свободно конвертируемые деньги, курс которых растет относительно других иностранных валют.
Мы знаем, как этого добиться.
Создав такие деньги, как надежные обеспеченные государственные обязательства:
— обеспечить ими полную финансовую самодостаточность государства для экономического роста в стране;
— добиться внешней конвертируемости белорусского рубля, статуса международной свободно конвертируемой валюты;
— активизировать развитие электронизации платежей и расчетов, повышение удобности для населения этих форм в национальном платежном обороте.
Первостепенное значение — повышению эффективности капитальных вложений, выбору наиболее выгодных и экономичных бизнес-проектов, обеспечению наибольшего прироста продукции на каждый затраченный рубль государственных инвестиций вложений, сокращению сроков окупаемости этих вложений за счет дивидендов из прибыли.
2. Совершенствование налоговой системы как действенного государственного инструмента по активизации и оптимизации национального производства, повышению конкурентоспособности продукции, а также по обеспечению необходимых (бездефицитных) поступлений в государственный бюджет.
Налоговая система должна стимулировать и активизировать хозяйственную деятельность, а не в чем-то препятствовать ей, содействовать решению социальных задач:
— реформирование налоговой системы — прежде всего за счет повышения роли неразрушающих производство налогов (налоги из прибыли), побуждающих к росту фондоотдачи, переливам капитала в сферы наиболее высокой эффективности капиталовложений (налоги на имущество), улучшению природопользования (налоги за землю, на использование недр), компенсирующие ущерб окружающей среды (экологические), содействие максимизации конкурентоспособности (отмена НДС, за исключением НДС на потребительский импорт, и налогов, включаемых в себестоимость продукции и надбавки к ценам);
— освобождение от налогообложения доходов граждан ниже двукратной величины прожиточного минимума, восстановление прогрессивной шкалы налогообложения доходов, превышающих эту величину;
— налоги должны быть обоснованы: каждый гражданин страны и каждая организация должны ясно понимать, почему и за что (за какие блага или ресурсы общества) данный налогоплательщик (юридическое или физическое лицо) обязан платить обществу данный налог, и как ему рекомендует государство действовать, чтобы платить как можно меньше по данному налогу.
Конечным итогом совершенствования налоговой системы должно стать построение такой экономической системы в стране, которая будет способна обеспечивать в условиях все ожесточающейся мировой конкуренции товаропроизводителей наибольший рост национального дохода в Беларуси, высокие и стабильные темпы роста уровня жизни населения и, в совокупности с другими доходными источниками, достаточные поступления в государственный бюджет.
Налоги в производстве должны быть очищены от льгот для каких-то отдельных коммерческих групп и лиц. Сами налоги, распространяющиеся на всех производителей, предпринимателей, а не льготы должны стимулировать общественные приоритеты. Льготы — это признак ошибок в понимании сути налогов как действенного инструмента государственного регулирования в экономике. Но должны быть государственные меры поощрения за добросовестный труд.
Надежная защита государством законно приобретенных прав собственности на принципе одновременно и налогового страхования (уплаты налога на имущество). И наоборот: кто не платит налога на имущество, того права на имущество государством не оберегаются.
3. Создание действенной системы мотиваций в государстве и в организациях для работников и инвесторов к развитию средств производства и повышению эффективности хозяйствования.
Характер современной экономики в силу усложняющихся технологий становится таким, что труд заинтересованных людей оказывается эффективнее труда лишь наемного. Поэтому формирование системы мотиваций для работников к росту прибыли и развитию средств производства на каждом предприятии является одним из важнейших ресурсов для достижения высоких темпов роста в национальной экономике.
По детализации экономической программы партии предлагаем следующие предварительные проекты для последующей доработки и детализации коллективным разумом партии:
1. Концепция: суть причины мирового финансового кризиса.
2. Концепция: экономические проблемы Республики Беларусь их причины и пути решения.
3. Концепция: совершенствование бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь с целью активизации национальной экономики и исключения дефицита государственного бюджета.
4. Концепция: совершенствование денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь в целях эффективного решения экономических задач страны.
5. Перечень взаимосвязанных законов для разработки в целях реализации предлагаемой экономической системы.
6. Перечень актуальных теоретических вопросов для проработки активом партии в целях выработки объективного научного мировоззрения в вопросах современной экономики.
7. Программа системного учебно-аналитического курса по теме «Причины экономических проблем и оптимальный путь их решения в стране» для переподготовки руководящих кадров в экономике.
8. Предложение о проведении республиканского экономического эксперимента по финансовому оздоровлению и повышению конкурентоспособности национальных предприятий различных форм собственности без уменьшения отчислений в бюджет, сокращения численности работников, с положительным влиянием на финансы государства и укрепление национального рубля.
9. Предложение об экономическом механизме для создания единой валюты Беларуси и России.
10. Предложение о создании общей валюты для стран СНГ, как главной предпосылки для подъема экономики всех стран Содружества.
Мир и единство славянам!