Экономика знаний в общеэкономической теории дело не новое. В своё время эту проблему, т.е. экономику знаний, Сократ расценивал как прогресс обратного, "... не может благополучным и долговечным существование государства, если его граждане создают тысячи разнообразных машин для того чтобы экономить время, и при этом достигают обратных результатов"7.
После Сократа много прошло времени, а проблема осталась.
На основе получаемых все новых и новых знаний, технический прогресс не сделал человека свободным и счастливым. Ибо капитализм, развивал и внедрял в экономику знание человека - производителя, прежде всего, ради прибыли, ради накопления капитала.
" ...власть техники, механизация социальных отношений, технизация стиля мышления и "машинизация" человека"8 превратили человека в своего раба, которым овладел дух
лени, леность мысли и смекалки, человека лишенного силы воли.
Все это можно назвать уродливым явлением финансового капитализма и его высшей фазы имперглобализма. Вернуть человеку человеческое начало может только социализм с его новой теорией, берущей свое начало в советском социализме.
Именно в советскую эпоху экономика знаний стала основным двигателем прогресса и привела к неслыханному экономическому взлету СССР, где центром внимания был рабочий человек, человек производитель материальных благ.
"Советский работник был предан всей стране - корпорации, но это вызывает у либерала дикую ненависть к " рабу - совку". Потому что либерал - это воплощение подлой посредственности, идеал которого такая же посредственность, ограниченная, серая и самодовольная - мелкий хозяйчик, трактирщик, лавочник.
Идеал же страны - корпорации - герой. Эта "страна героев, страна мечтателей, страна
учёных"9.
Почему СССР был "страной героев"? Да потому что была заложена программа экономики знаний. Стержнем этой программы было требование: создать кадры новых людей, кадры новых строителей индустрии"10.
С этой целью была создана широкая сеть рабфаков, школ рабочей молодёжи. Все
они работали днём и вечером, т.е. их работа была выстроена так, чтобы люди, работавшие в две или три смены, могли получать знания в свободное от работы время.
Неслыханное поощрялось рационализаторство и изобретательство. Это поощрялось потому что полученные знания закреплялись и тесным образом связывались с конкретной отраслью производства. "В этом состояла интегральная система Сталина - стандартизированное образование, единый доступ к профессиям, поиск талантов, планирование на годы вперёд "11.
Сплав знаний и производства подкреплялся идеологической скрепой, коей было строительство социализма.
Результаты в развитии всех отраслей экономики были ошеломляющим. Все это и было экономикой знаний, что позволило Иосфу Сталину за двадцать дней до своей смерти подписать "документ, определявший пути развития ракет" сверхдальнего действия" (Р-7), которые и стали затем основой "рабочей лошадки" советской и российской космонавтики", а "проект полёта человека в космос рассматривался на самом высоком уровне летом 1946 года" т.е. под председательством И.В.Сталина12.
Серьезнейшим образом стоял вопрос об экономике знаний в эпоху Л.И.Брежнева. Именно тогда появились термины "экономика должна быть экономной", "экономические знания" и т.п.
Для этого, кроме вузов, в стране была создана широкая сеть народных университетов, в которых были созданы специальные экономические факультеты, которые и назывались "экономика знаний".
Готовился специальный Пленум ЦК КПСС на котором планировалось в комплексе рассмотреть вызовы научно - технического прогресса в центре всего этого комплекса стоял вопрос об экономике знаний. Однако агенты влияния среди верхушки ЦК КПСС саботировать его проведение, а "архитекторы катостройки" окончательно поставили отрицательную жирную точку на проведении такого Пленума и обсуждении судьбоносного вопроса для нашей страны - СССР.
Весь, цельный комплекс советской социалистической экономики знаний последовательно и подробно изложен в объёмной монографии Кунгуровой Н.И. и Терехова В.К. "Экономика знаний", Минск. "Белорусский дом печати". 2010 г.
Руководствуясь теорией выводами о том, что стабильность экономического развития государства достигается только на основе собственных внутренних ресурсов (Сталин И В. "Экономические проблемы развития социализма в СССР". Москва.1952 г.)
Как пишут Кунгурова Н.И. и Терехов В.К. - "Основные положения интеллектуальной экономики состоят в следующем. Будут проведены структурные преобразования, которые заключаются в формировании новой смешанной экономики. Один сектор - прежняя экономика. Другой сектор только внутри страны - экономика знаний, не зависящая от курса зарубежных валют.
В экономике знаний участвуют две формы собственности - государственная и частная. Их владельцы государство и творческие личности, находятся в партнерских отношениях.
Государство распоряжается общественной собственностью. Частный сектор представляют социалистические предприниматели. Экономика знаний устанавливает новые отношения человека с государством - сотрудничество и взаимообогащение.
Социалистическое предпринимательство - форма частной активности творческих людей в экономике знаний без образования юридического лица с целью применения результатов своей деятельности в интересах своей страны и повышения личного благосостояния.
Государство как партнёр социалистического предпринимательства, защищает, помогает раскрыть способности каждого человека, чтобы обеспечить его частные и общественные интересы.
Впервые человек выступает не только средством, но и целью развития. Это значит, что в центре будущей экономики находятся не деньги, машины или технологии, а человек с его интересами и потребностями".
Никакой улучшенный, модернизированный капитализм до сих пор не решил и никогда не решит тех вызовов, с которыми столкнулось человечество сегодня, потому что для капитализма, человек - инструмент получения прибыли и максимального увеличения капитала.
Социализм и его экономика знаний гарантия - быть человеку человеком!
Мир и единство славянам!
(продолжение следует)