UA-26250952-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Подписаться на канал БСК в Telegram

Вы можете ПОДДЕРЖАТЬ нашу деятельность:

словом  -  делом  -  рублем

Предложения по изменениям в Конституцию от Н.Т. Чайки

Опубликовано 09.01.2022

Первая конституция Республики Беларусь ведет свою длинную дорогу, постоянно совершенствуясь, с 3 февраля 1919 года. Как странно, что ее столетний юбилей не особенно был замечен.

Но не будем зацикливаться на нашей гражданской неблагодарности, так как у нас в настоящее время много других очень важных проблем. И самое главное это принятие новых поправок в действующую Конституцию, принятую на Референдуме в 1996 году.

Лично для меня это была важная веха в моей творческой биографии. Помню, что в день проведения Референдума я выходила в прямой эфир два-три раза в день, а накануне всю неделю каждый день. Тогда я работала на Республиканском радио главным редактором и тема Конституции, Референдума была возложена конкретно на меня.

Текст Конституции, казалось, знала наизусть. Но вот в эти дни, когда я прочитала ее четыре раза, поняла, моя тогдашняя работа отнимала у меня все время и силы, а потому я не вдавалась особенно в глубину ее содержания.

Сегодня ситуация такая, что я могу спокойно проанализировать каждый раздел, каждую статью и высказать свое отношений к данному архи важному документу.

Но в начале общие замечания.

Складывается впечатление, что авторы поправок мыслили длиною в одну жизнь ( достаточно прочитать несколько последних абзацев ст.147, чтобы убедиться в этом). Нет стройности в изложении текстов статей, четкости в формулировках, одни и те же положения дублируются, повторяются по всему тексту. А это говорит о том, что не было предварительного плана и концепции которая могла бы помочь избежать многочисленных повторов и очевидных небрежностей.

Почему авторы решили, что им не нужен опытный редактор. Это ведь не художественная литература, а строгий документ, где должна быть выверена и понятна каждая статья и содержащаяся в ней мысль, формулировки должны быть четкими и ясными.

Тогда не появилось бы такое: - «человек и гражданин, их права и свободы» в одну строку (что в природе появилось два вида млекопитающих высшего порядка?) «страна», почти через каждую строку «палата, в палате, обе палаты». Нельзя сокращать в таком важном документе название Законодательного органа Государства, а он читается: Национальное собрание и состоит из двух палат: - Палаты представителей и Совета республики.

Это недопустимое пренебрежение к Документу. (Постоянно: «Палата…Палаты, Палата»).
Следующее: в Конституции должен присутствовать только один термин — гражданин, граждане, государство. (Население — термин социологический, рабочая сила - экономический). Как жаль, что даже специалисты очень часто путают эти три понятия.

В Конституции постоянно фигурирует слово «Парламент» - это не только не правильно, но и наводит на мысль, что текст Конституции был переведен из Интернета автопереводчиком, скорее всего с английского языка, и адаптирован к нашим реалиям. Кстати, в Википедии основной законодательный орган государства также называется парламентом, а затем расшифровывается.
Не знаю, поднимали ли тексты других государств, например, Конституции Иранской республики. Для меня это образец отношения государства к своему предназначению. В ней столько любви, заботы о гражданах, прописаны все нюансы их жизни, и, самое главное, большое внимание уделяется духовно-нравственному состоянию общества.

В нашем Документе этой темы вообще нет.

Вернусь к Проекту изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь для всенародного обсуждения.

Структура его (разделы, главы, статьи) не отражает весь спектр многообразной жизни общества и функционирования государства. Хочу обратить внимание на разделы, чтобы высказать затем свое мнение.

1. Основы конституционного строя.
2. Личность, общество, государство.
3. Избирательная система, референдум.
4. Президент, Всебелорусское народное собрание, Парламент (как же невыносимо стыдно в который раз видеть это слово).
5. Основной закон государства. Правительство. Суд.

Чтобы не возвращаться к этому разделу, выскажу свое мнение.

Конституционный суд должен быть выделен в самостоятельный раздел. Так как он лишь косвенно относится к судебной системе. Ну, например, только одним слово «суд».

В компетенцию Конституционного суда входит Конституционный контроль, и оценка правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличии от всех прочих судов) вправе отменять закон или иной нормативно-правовой акт в случае признания его не конституционным. Что касается жалоб граждан в Конституционный суд.

Посмотрите, как эта функция совершенно правильно, на мой взгляд, записана в статье №36 Федерального закона Российской Федерации «О Конституционном суде» от 21 июля 1994 года №1 ФКЗ. Мне кажется это более профессионально с юридической точки зрения.

Прочувствуйте высочайшую значимость Конституционного суда, выше только Конституция. Мечтаю, чтобы наш Конституционный суд выполнял свою функцию с честью и достоинством. В России мы постоянно слышим о заседаниях Конституционного суда, его работе и решениях.

ДАЛЕЕ. Глава 35
Правительство - Совет Министров Республики Беларусь.
6. Прокуратура, Комитет государственного контроля.
7.Финансово-кредитная система Республики Беларусь.
8. Порядок изменений и дополнения в Конституцию
9.Заключительные переходные положения.

Предлагаю следующую редакцию данного раздела, чтобы он не напоминал события в одну жизнь.

Статью № 147 предлагаю записать в такой редакции:
«Национальное собрание Республики Беларусь сохраняет свои полномочия до начала вступления в полномочие следующего вновь избранного законодательного органа.
Местные Советы депутатов осуществляют свои полномочия до начала полномочий следующего вновь избранных депутатов местных Советов следующего созыва.
Выборы проводятся в единый День голосования в последнее воскресенье февраля соответствующего года.

Думаю, что так правильно ведь все сроки проведения данных мероприятий описаны в соответствующих статьях. (Не буду их перечислять).

Ст.№ 148 относящаяся к разделу «Суд», почему то завершает текст Конституции Республики Беларусь (Словно, забыв, спохватились).

Вот ее содержание. «Конституционный Суд до приведения законодательства о конституционном судопроизводстве в соответствии с изменениями и дополнениями Конституции рассматривает жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод в порядке, установленном для рассмотрения инициативных обращений.» Посмотрите как эта статья (ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН) формулируется в Федеральном законе о Конституционном суде Российской Федерации, Ст.№ 36 от 21 июля 1994 года №1 ФЗК).

Также считаю, что место ст. 148 в новелле «СУД» – ст. 116-1 (Повторяю, эта новелла должна быть записана в Конституцию отдельной главой).

Завершая тему разделов Конституции, возникает вопрос. Почему нет в ней, может, забыли, или не захотели, или пропустили, или посчитали не важными следующие разделы:
1. «Внешняя политика»;
2 «Безопасность»;
3 «Силовые структуры» ;
4 «Телерадиовещание, Интернет, печатные СМИ».

Повторяю, складывается впечатление, что создатели Конституции живут вне времени. А если точнее, то в середине ХХ века. Следует поспевать за временем. Начало века ставит перед нами задачи доселе неведомые. Надо предусмотреть, предупредить, подготовиться. Предложения, поправки и дополнения в Конституцию хорошая возможность войти в новый мир во всеоружии.
Следующие события с дополнениями и поправкам произойдут не так скоро, думаю. Так что времени проверить их результативность предостаточно.

Я душой и сердцем ощущаю очень важные впереди события. Можно не знать точно, но подумать и решить, согласен ли ты с ними, надо. Я лично за, и голосую за эти перемены В БУДУЩЕМ своим личным согласием.

Следующие замечания и предложения. Мины замедленного действия: ст. №13. Собственность может быть государственной и частной. Государство способствует развитию кооперации. И далее, «Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности (какой иной, когда из документов исчезнут такие неопределенные понятия, именно они предоставляют возможность истолковывать ситуация, «как я хочу»), гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Так у нас всего их две?! И как государство может способствовать развитию кооперации, …осуществлять хозяйственную или иную (опять какую иную?) деятельность, способствовать развитию и равные условия после записи о двух видах собственности?. А как государство и как конституционный суд будет разруливать эту статью?!

По какой такой причине в Конституции только две формы собственности — государственная и частная. Как вы понимаете государственная при определенных условиях очень легко переходит в частную собственность. А потом государство свою собственность не отдаст, а частник за свою частную собственность и убить может.  ШУЧУ.

Народ начал волноваться, не заберут ли у него квартиры и дачный инвентарь (личная собственность).

Государство вроде бы хочет развивать кооперативное движение, а кооперативной собственности нет и в помине.

И государство у нас уже не светское (Ст.1). А рядом события в Украине, где процветает «Вира, мова,  армия». Думать надо.

И по прежнему специалисты в Совмине считают, что у нас в государстве 26 конфессий и многочисленные религиозные организации. А на самом деле в мире всего четыре религиозных конфессии: «Иудаизм, Буддизм, Христианство, Ислам». Религиозные организации, как говорят профессиональные служители (священники, ученые) от лукавого, а на светском языке - деструктивные секты, коих в государстве, благодаря таким специалистам по вопросу религий не счесть числа.

Вот такие у нас знатоки этой очень серьезной проблемы.

Пожалуйста, прислушайтесь к просьбе Православной Церкви. Муж и жена по рождению мужчина и женщина. Знаете ли вы, что по телевидению уже рассказывают, почему этого не надо делать.
Ст. №.4 «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан».

Остается только удивляться этой статье. Цели и задачи партии приход к власти. Партий много задач у каждой еще больше. И что с приходом к власти то одной, то другой партии (США) государство будет испытывать все новые и новые потрясения.

Я счастлива, что у меня есть возможность высказать свое личное мнение. Время политических партий заканчивается. Надеюсь дожить до спокойных времен. А это уже не шутка.

ДАЛЕЕ

В Конституции, ни слова о Государственной идеологии. Не надо бояться или расписываться в бессилии решить эту проблему. «БЕЗОПАСНОСТЬ. РАЗВИТИЕ. СПРАВЕДЛИВОСТЬ».

Это и должно стать нашей идеологией. Тем более эта мысль ярко прослеживается в Преамбуле и в Разделе №1 Конституции.

Тем не менее, позвольте задержаться на данной теме подробнее.

С конца XVIII столетия французские мыслители стали размышлять над этим в общем то метафизическим понятием. Много думали, предлагали и, не найдя решения, в отчаянии провозгласили; «Возьмем мир таким, какой он есть, не будем идеологами…»

А в ХХ веке пришли к выводу, что «политическая практика становится наряду с экономикой решающим критерием того, что во всей совокупности идей является идеология и что она имеет реальную значимость.» (Словарь философских терминов». Москва ИНФРА-М 2005 год под научной редакцией профессора В.Г.Кузнецова).

И вот теперь я спокойно привожу определение интересующего нас термина – «Идеология». Когда работала в прямом эфире в программе «Разговор по существу» у меня, естественно, было много заготовок по разным темам и одна из них из Словаря иностранных слов (издательство Москва «Русский язык» 1984 год).

«ИДЕОЛОГИЯ – система идей и взглядов: политических правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, выражающих интересы (я исключаю «коренные интересы классов» (это еще каких классов), социальных групп. (следует написать сообщества граждан). Идеология является отражением общественного бытия и сознания людей и в свою очередь активно воздействует на развитие общества». Сказано всеобъемлюще.

И не надо писать два тома «Идеология Белорусского государства».

Вот и все…

БЕЗОПАСНОСТЬ, РАЗВИТИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

И это все есть в нашей Конституции. Только необходимо подвести к формулировке, чтобы определить приоритетный порядок.

РАЗДЕЛ №4, ГЛАВА 3
ПРЕЗИДЕНТ, ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, ПАРЛАМЕНТ, ПРАВИТЕЛЬСТВО, СУД

Ст. №3
Я бы сформулировала ее так:
«Президент Республики Беларусь является главой Государства, Гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод граждан (в тексте снова человека и гражданина), Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Республики Беларусь.»

Почему такую важную функцию, как Главнокомандующий Вооруженных сил спрятали далеко в тексте?

Неуважение явное к самой должности.

Главу № 4 можно комментировать, анализировать и править бесконечно. Я думаю, что в процессе анализа предложений, поступивших от граждан, это будет сделано. Но с одним не возможно, согласиться. Декларируя приверженность демократическим ценностям, в этом Разделе в статье №88/1 читаю «В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходит к Председателю Совета Республики».

Что характерно для текста данной Конституции. На мой взгляд, к должности Президента предъявляются необоснованные, многочисленные и странные требования. Президент – особая должность в Государстве и, если анализировать все требования (к депутатам Национального Собрания каких только ситуаций не происходит и, наверняка, еще произойдет.), то вывод можно сделать, что на должность Президента может проникнуть, даже шпион.

ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Статья 89/3 пункт 7

Всебелорусское народное собрание «принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления». смещении Президента с должности «в случае систематического или грубого нарушения им Конституции».

Ну не нравится он нам и все. Вот мы такие! 1200 человек все можем, и причем тут 80 процентов избирателей, пришедших на избирательные участки и выбравшие своего Президента. А то еще выберут шпиона, уголовника, предателя… Уже перечисления причин снятия Президента с должности неприличны. Мы решаем. Нас много – 1200 делегатов!!!

Кстати, почему делегатов? У делегата одноразовая функция.

В дополнение сказанного выше. На «делегатов» Народного Собрания возложены практически все функции управления государством, все важные назначения на их ответственности. Собираются они на работу один раз в год. А вообще то они все «с не отрывом от своего производства работают» Трудно им придется справляться с таким количеством обязанностей, собравшись один раз в год. А если форс мажорная ситуация! пока соберутся, разберутся что к чему…

Мне думается, что здесь необходимо подумать, как кардинально выйти из этой ситуации. Думать надо над статьей №24, в которой нам даруют право на жизнь. (Ни в одной Конституции, которые я прочитала, такого права не дают. (Вот какие жестокие государства.)

А статья №25! В ней запрещается проводить медицинские опыты над человеком. Правильно. Всех до сих пор пугает Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками. А что тогда можно сказать, что творится нынче в связи с пандемией. Здесь целый букет нарушений Конституции практически во всех государствах.

Ст. №26, 27. В ней одно противоречит другому. Может я что-то не так поняла? В одной статье гражданам дается право на забастовку. Так и записано двумя словами «Право на забастовку» А в новелле о Президенте Глава государства может запретить забастовку. Это зачем так подставлять Главу Государства?!

Да и с правами иностранцев надо бы разобраться. В одной статье они обладают всеми правами, а в другой обязаны выполнять законы государства, в котором они находятся временно.

ИТОГ
Очень много работы будет у комиссии. Я соглашаюсь с теми, кто предлагает перенести на весну Референдум, чтобы у Комиссии было время адаптировать Конституцию к изменяющимися событиям в мире. А они словно лавина накрывают нас. Нужно предусмотреть, если не все, то самое главное. Я рада буду, если хоть что-то из моих замечаний принесет пользу специалистам, которых впереди ОЖИДАЕТ титаническая работа.

Н.Т. Чайка
Член Президиума, Секретарь Правления
Белорусского славянского комитета

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?