UA-26250952-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Подписаться на канал БСК в Telegram

Вы можете ПОДДЕРЖАТЬ нашу деятельность:

словом  -  делом  -  рублем

Трагедия в Столбцах: время задуматься о будущем!?

Опубликовано 12.02.2019

Произошедшая прошлым утром в Столбцах трагедия всколыхнула общественность, в том числе и членов Белорусского Славянского Комитета. Для тех, кто ещё не успел прочитать новости — хоть и вряд ли такие ещё остались - подросток напал с ножом на учительницу и трёх одноклассников, в результате чего педагог и одна из жертв скончались на месте, а за жизни других сражаются врачи. От лица БСК мы приносим свои соболезнования родственникам и близким погибших и пострадавших в результате этого чудовищного инцидента. Мы уверены, что виновный будет наказан подобающим образом — хоть это и не вернёт погибших и не вылечит раны пострадавшим.

После первой эмоциональной реакции — яростного возмущения, желания, чтобы преступник понёс скорейшую кару, мы поняли, что необходимо инициировать максимально широкий диалог на тему образования и тему семьи в нашей стране. У каждого действия есть свои причины, и если бы мотивы были бы выявлены заранее — то этой ситуации попросту не произошло.

В русскоязычной информационной среде в числе прочих фактов про США распространены упоминания про трагедию в школе «Колумбайн», как символ неудач американской системы образования и, хоть, эта трагедия уже довольно сильно далека от нас по времени, но мы продолжаем упорно её разбирать и препарировать. Однако о трагическом нападении школьника на учительницу в гимназии № 74 г. Минска мы почему-то молчим, будто этого вообще не было.

Но такие проблемы не возникают из ниоткуда и не уходят в никуда и нам, совершенно очевидно, что их необходимо решать. И, коли мы выше говорили о необходимости диалога, то мы выскажемся первыми. Для нас является кристально очевидным тот факт, что нельзя обвинять только одну сторону — детей, родителей или учителей. В каждой из таких ситуаций каждый виноват — возможно, в разной мере, но виноват. Попытка переложить всю вину на одну или две стороны, игнорируя остальных — это лишь попытка побыстрее откреститься и забыть о происшествии. Но мы не имеем морального права позволить себе этого сделать, здесь пострадали люди. А человеческая жизнь — каждая человеческая жизнь — это безусловная ценность. И большой вопрос, почему для напавшего это не так, что именно его вынудило переступить через нормы морали и закон?!

А ответ видится нам простым. Конфликт. Назрел какой-то конфликт, который все предпочли не решать, исходя из своих соображений. Мы не знаем, что именно это был за конфликт и вряд ли узнаем до конца, объективно говоря, но готовы со своей стороны предложить ряд мер, которые, на наш взгляд, могут облегчить ситуацию и позволят разрешать такие конфликты в зародыше.

Прежде всего — мы настаиваем на том, что учебный процесс необходимо сделать максимально открытым для администрации школы, учеников и их родителей. Вплоть до установки видеокамер в каждом учебном классе — это как минимум позволило бы наблюдать динамику происходящих событий и не опираться на чьи-либо показания. Да, это дорого, да, возможно, это затянется на некоторый срок, однако это повысит шанс того, что в случае конфликта все будут понимать, что есть источник информации, который не заинтересован в том или ином разрешении спора, он просто фиксирует. Именно этим и ценен.

Во-вторых, мы полагаем, что совершенно необходимо наладить широкую и, что немаловажно, постоянную работу педагогов-психологов с учениками, их родителям, учителями. Нам видится необходимым общение психологов с детьми, с целью выяснения действительного положения дел в голове ребенка, однако не менее необходимо и выяснение уровня психологической компетенции в голове у учителя, и формирование оной в голове у родителя. Кроме того, необходимо объяснить всем участникам, что работа с психологом, а возможно и психотерапевтом — это не клеймо «психопата», которое ставится вам раз и на всю жизнь, эти усилия, напротив, направлены на сохранение вашего рассудка в целости и сохранности. Все ведь знают, что профилактика намного проще и дешевле лечения, но почему-то постоянно игнорируют профилактику.

В-третьих, нам видится обязательной как можно скорейшая наладка современных систем безопасности на входах в школы — в том числе,вплоть до установки на входе металлодетекторов и найма профессиональной охраны. Это обеспечит безопасное пребывание людей в школе — как учеников, так и учителей, администрации и обслуживающего персонала.

Существует крупная проблема в нашей системе образования, которую необходимо решать и решать прямо сейчас — отсутствие идейного наполнения в образовании. В советское время в процессе образования участвовали не только школы и ВУЗы, но и организации идейного толка — все, жившие в СССР помнят такую организацию, как Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи. Именно эта организация «вводила» молодого человека в общество, начиная с самого его детства и вступление в число октябрят и вплоть до выпуска из рядов высшего учебного заведения. Существует ли такая организация сейчас в Республике Беларуси? Да. Но она существует формально, фактически не исполняя тех функций и не проводя в жизнь идей, что в своё время делал ВЛКСМ. Эта организация, помимо идейного наполнения, несла вполне чёткую систему наград и порицаний — за общественно полезные действия вы получали разнообразные поощрения, а за антисоциальный образ жизни, соответственно, выговоры и наказания.

И именно в этом кроется одна из наибольших бед в воспитании сегодняшней молодёжи. После расформирования ВЛКСМ и развала Советского Союза информационный вакуум вокруг молодежи начали заполнять совсем другие люди и, как мы все понимаем, они далеко не всегда доброжелательно настроены по отношению к нам и нашей стране — вполне может статься, что они решат вложить в голову ребенка то, что приведет к очередной трагедии подобного рода. Очевидна необходимость контроля за тем медиа-контентом, который поглощает ваш ребенок в сети Интернет — и зачастую, получает его неконтролируемо и в огромных объёмах. Кроме того, мы, по факту, редко когда можем узнать, чем наш ребенок занимается вне дома и школы.

Мы же со стороны БСК можем сказать, что в нашей структуре существует организация подобная ВЛКСМ — и она называется «Сокольское движение». Эта структура занимается проведением и организацией внеурочного досуга ваших детей в различных его проявлениях — посещение культурно-массовых мероприятиях, обилие различных мероприятий, способствующих, как физическому, так и умственному развитию — занятия воркаутом, шахматный кружок, организация различных дискуссий и круглых столов.

Наше общество сейчас пытается отреагировать на стрессовый раздражитель, как страус - спрятать голову в песок. То и дело слышатся голоса, называющие убийцу больным и психически неуравновешенным. Да, товарищи, это очень удобно, в первую очередь, в плане того, что позволяет нам дистанцироваться от трагедии, позволяет нам почувствовать то, что мы не причем — просто так сложилось, что ребёнок оказался психически больным и напал на людей. Давайте просто изолируем его от общества, тихо выдохнем и забудем о произошедшем.

Но боимся, что дело обстоит куда сложнее. Эти действия — человеческие, слишком человеческие. Агрессия — одна из трех типовых реакций на раздражитель, на ряду с бегством и попытками спрятаться. Так что нам не стоит сейчас пытаться забыть об этой ситуации, в ней стоит разобраться и понять, где и что пошло не так, чтобы её исправить и распространять полученный опыт на подобные ситуации. А если мы продолжим показательно не обращать внимания, нас наверняка ждёт очередная трагедия, подобная событиям в 74-ой гимназии или событиям в ТЦ «Европа», где 17-летний подросток нападал на людей с топором и бензопилой.

Это всё нам видится звеньями одной цепи. И если сейчас, прямо сейчас мы не предпримем меры, направленные на предупреждение и разрешение различных конфликтов среди школьников и их окружения, то вскоре мы станем свидетелями новых и новых кровавых трагедий.

Да, конечно, тяжело привыкнуть и осознать то, что происходит сейчас в нашей стране. Однако нам необходимо понять, что проблема назрела и её необходимо решить как можно скорее, чем позднее разбирать последствия того, что сейчас мы, по факту, ничего не сделали для её решения и предотвращения подобных ситуаций. А последствия будут — и будут самыми для нас неприятными. Вероятнее всего, это - только начало. И, в отличие от трагедии в "Колумбайне", продолжение будет уже в нашем доме.

 

12 февраля 2019-го года, Минск.

 

Сокольское движение

Белорусского славянского комитета 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?