UA-26250952-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Подписаться на канал БСК в Telegram

Вы можете ПОДДЕРЖАТЬ нашу деятельность:

словом  -  делом  -  рублем

XV Международная конференция. Доклад Председателя Белорусского славянского комитета С. И. Костяна: «И. В. Сталин и религия»

Опубликовано 05.04.2024

2 апреля 2024 года в Москве в институте государства и права Российской Академии наук состоялась XV Международная конференция по теме : " Государство, церковь, право: конституционно — правовые и богословские проблемы". В ее работе принял участие Председатель Белорусского славянского комитета С. И. Костян. Тема его доклада "И. В. Сталин и религия"

Дорогие братья и сестры!

Уважаемые коллеги!

Начну коротко, несколько слов, чтобы лучше понять смысл озаглавленной мною темы.

Чтобы долго не мудрствовать, я сошлюсь на Святослава Рыбаса из его книги "Сталин" из серии ЖЗЛ изданно в 2020 году. Как известно в 30 - е годы прошлого столетия ходило такое крылатое выражение по отношению к Сталину - ХОЗЯИН.

Вот как описывает эту ситуацию Рыбас : "Когда это слово произносилось при нем, он раздражался :"Какой я хозяин ? Я не среднеазиацкий бай". Именно в 30х годах Сталин стал ощущать себя русским, он говорил в такой форме: " Я русский человек грузинской национальности" Такое же двуединое содержание он требовал и от других: сперва русское государство, культура, язык, а потом и ваши личные привязанности и особенности"( с. 302).

Светлана Аллилуева еще в детстве отметила его отношение к России :

"Отец полюбил Россию очень сильно и глубоко, на всю жизнь. Я не знаю ни одного грузина, который настолько бы забыл свои национальные черты, настолько полюбил бы все русское. Еще в Сибири отец полюбил Россию по-настоящему: и людей, и язык, и природу. Он вспоминал всегда о годах ссылки, как будто это были сплошные рыбная ловля, охота, прогулки по тайге. У него навсегда сохранилась эта любовь"

(Аллилуева С. Двадцать писем к другу. С. 96. Москва. 1990 год ).

Во время беседы с немецким писателем Эмилем Людвигом 13 декабря 1931 года т. Сталин снова говорит, "Мы, русские, большевики", именно русские и никакие другие " русские"( с. 119). Во время этой беседы Сталин скажет немецкому писателю, что на его мышление наложила большой отпечаток учеба в православной гимназии: " Другое дело православная гимназия, — говорит Сталин. — Где я учился тогда" . И , подчеркнет, что любовь ко всему русскому ему привили русские социал- демократы, находящиеся в ссылке в Грузии, к которым он примкнул в возрасте 15 лет. ( И. Сталин. Соч., т.13. с. 113. Москва 1953 г.).

"Разумеется, семинария дала Сталину лишь то, что могла дать", - пишет Юрий Емельянов в своей книге "Сталин. Путь к власти". В то же время тенденциозность и ошибочность многих комментариев по поводу семинарскогообучения в значительной степени объясняется не только враждебностью их авторов к Сталину, но их отчужденным отношением к православной церкви...

Между тем в суровой обстановке Тифлисской семинарии были свои положительные стороны для развития ума и стимулирования интереса к знаниям... И далее продолжает Ю. Емельянов: "Богословские занятия развивали память, умение глубоко разбирать тексты и логически рассуждать. Строгая дисциплина не позволяла учащимся отвлекаться от занятий. Семинаристы, закаленные еще в духовных училищах на текстах богословской литературы, без особого труда переваривали те философские и естественно - научные труды, которые ставили в тупик иных воспитанников привилегированных школ...

Подобно тому, как церковные проповеди оснащаются цитатами из Библии с точным указанием мест в Священном писании, Сталин постоянно опирался на высказывания классиков марксизма - ленинизма, точного использования им фраз.. "( с. 84. Ю. Емельянов).

9 сентября 1927 года в беседе с американской рабочей делегацией Сталин уточнил, что "У нас нет таких условий приема в члены партии, которые бы требовали от кандидатов в члены партии обязательного атеизма". (И. Сталин. соч.., т.10, с. 182. Госполитиздст. Москва. 1952 г.).

Многочисленные первоисточники сообщают нам , что Сталин не поддерживал радикальных требований о ликвидации церквей и религии, которые предлагались Союзом воинствующих безбожников в качестве ближайших задач партии.

"О его негативном отношении к планам запрета религии писал и генерал армии А. В. Хрулев, вспоминая свою беседу с И. В. Сталиным и М. И. Калининым в январе 1943 года. "( цитируется по книге Ю. В. Емельянова. Сталин. Путь к власти. С. 64-- 86. Москва. "Вече" 2003 г.).

Для русского, или точнее прорусского Сталина, бывшего учащегося православной гимназии, которого враги называли "русским националистом" , не могла быть русская православная церковь, безразличной. По словам Юрия Мухина " ...Сталин, насколько это было возможно для Генерального секретаря партии, исповедовавшей безбожие, к религии и церкви относился очень взвешенно" (Юрий Мухин. Убийство Сталина и Берии. С. 566. "Форум" . Москва. 2002 г.).

Еще при жизни Ленина Сталин, вопреки требованиям вождя, встал на защиту православной церкви, вступил в жестокую схватку с сионобольшевиком Троцким. Интересные документальные факты борьбы сионистов, против православной церкви приводит Владимир Карпов в своем двухтомнике " Генералиссимус".

Вот документ с грифом строго секретно от 01.05.1919 года.

УКАЗАНИЕ

В соответствии с решением ВЦИК и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады.

Председатель ВЦИК. М. Калинин

Председатель Сов. Нар. Комиссаров В. Ульянов

"Не смотря на то, что РКП(б) рассматривала антирелигиозную борьбу, как борьбу идеологическую, просветительскую, "Троцкисты взяли на вооружение (кроме других дискуссий и споров того времени) этот постулат борьбы с религией, и доведя его до абсурда, хотели вызвать недовольство православных верующих, поссорить их с большевиками", - пишет Владимир Карпов. — Пользуясь кровавым накалом гражданской войны, троцкисты (сионисты) предприняли попытку ликвидировать духовенство одним "революционным ударом" — через ЧК". Кто стоит за подписью Калинина, под выше названным, варварским документом?!

Гадать не надо, — Политбюро ЦК РКП (б), большинство в котором имели сионобольшевики. Они решением Политбюро обязали М. И. Калинина, чисто русского, крещеного православного подписать этот кровавый нацистского толка, документ. Этот документ "Указание" , лично не подписывал Ленин, он после покушения на него был болен, потому под "Указанием" стоит его факсимиле.

А этот людоедский документ "Указание" подготовил лично Троцкий - Бронштейн. "В годы послевоенной разрухи поразил страну жестокий неурожай. Голод косил людей беспощадно. При ВЦИК была создана Центральная комиссия помощи голодающим (Помгол). Руководил ее работой глава законодательной власти М. И. Калинин, - свидетельствует Владимир Карпов. - Глава Православной церкви Патриарх Тихон 22 августа 1921 года издал воззвание " О помощи голодающим", призывая к благотворительным пожертвованиям.

Троцкий обращается с запиской в Политбюро ЦК РКП( б) с предложением о создании секретной комиссии по изъятию ценностей из Московских церквей для закупки хлеба за рубежом для голодающих. Совнарком назначает Троцкого "Особоуплномоченным СНК по учету и сосредоточению ценностей". Началось беспощадное разграбление церквей, пыток и расстрелов православных священнослужителей. Церковные ценности передавались якобы в музей на хранение, директором которого была жена Троцкого. Хлеба за рубежом для голодающих не закупили, но все ценности оказались в личных семейных коллекциях сионистских финансово - промышленных олигархов США.

Вот ещё один интересный эпизод. Когда членыв Политбюро РКП( б) знакомились с запиской Троцкого, за нее высказались, Молотов, Зиновьев, Калинин. У Молотова и Калинина жены были еврейками. Сталин не голосовал ни за , ни против. Тем не менее, хотя Калинин и проголосовал за поддержку записки Троцкого, он стал сознательно тормозить кровавую расправу над православной церковью.

Троцкий организует постановление секретариата ЦК РКП( б) от 26 мая 1922 года, в котором угрожает Калинину за невыполнение его распоряжений. А этим временем " за выполнение директив Троцкого взялись с присущей им энергией и хорошей организованностью, — пишет Владимир Карпов,— десятки тысяч бывших членов Еврейской Коммунистической партии, принятых в ВКП( б) и только формально заявивших об отказе от своих сионистских постулатов".

16 марта 1921 года Политбюро ЦК по инициативе Сталина в отсутствие Ленина и Троцкого проголосовало за прекращение дальнейших изъятий и разослало местным парторганизациям инструкцию о приостановлении этих акций. Однако 19 марта Ленин решение Политбюро отменил и дал более широкие полномочия Троцкому.

В этой связи, М. И Калинин 8 июля 1923 года обращается с письмом к Сталину в котором сообщает: "Между прочим, нарастает стремление захватить все большее количество храмов и обратно — растет сила сопротивление, нарастает раздражение широких масс верующих".

Калинин продолжал сопротивляться, отказывался подписывать расстрельные списки, Троцкий же, как сознательный сионофашист, требовал массовых расстрелов. "Делегаты Xll партсъезда приехавшие с разных концов страны, выражая положение дел на местах, осудили грубые, репрессивные приемы антирелигиозной борьбы, как как несоответствующие программе партии". Сталин опираясь на мнение делегатов Xll съезда партии издал циркулярное письмо от 16 августа 1923 года, в котором в дипломатической форме потребовал прекратить разграбление церквей и остановить расстрелы священнослужителей. Это было, по мнению Владимира Карпова, — прямое противостояние Сталина Троцкому".

Но на этом Сталин не остановился. 11.11 1939 года, ЦК ВКП(б) принимает решение за N 1697/ 13

ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ.

По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующиэ ЦК постановляет:

1) признать нецелесообразной впредь, практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.

2) Указание товарища Ульянова ( Ленина) от 1 мая 1919 года за N 13666 - 2 "О борьбе с попами и религией" адресованное товарищу Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК — ОГПУ — НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православноверующих - ОТМЕНИТЬ.

3) НКВД СССР произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам связанным с богослужительной деятельностью освободить из- под стражи и заменить наказание на не связанные с лишением свободы осужденных по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.

4) вопрос о судьбе верующих находящихся под стражей и в тюрьмах принадлежащих к другим конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно.

Секретарь ЦК И. Сталин.

На основании выше изложенного постановления ЦК из тюрем было освобождено незамедлительно 12 тысяч 800 человек. Из-под стражи было освобождено 11223 священнослужителя и активно верующих. Но оставалось еще 50 тысяч, дела которых для рассмотрения были поставлены на поток.

Принимать подобные решения Сталину приходилось не просто. Например, были еврейками жены: Молотова — Жемчужина, Ворошилова - Горбман, Калинина — Лорберг, Кирова — Маркус, Куйбышева — Коган, Суслова — Судизмирская и т.д.

Поэтому Сталин постоянно в своей решимости проявлял осторожность. Не просто благосклонное отношение Сталина к религии, а открытая поддержка русской православной церкви, а ее защита от сионистских варваров подтверждается, как реальными фактами, так и многими легендами.

Положительное отношение Сталина к русской православной церкви сохранялось и в его семейной бытовой жизни. Вот наглядный пример. А. Ф. Сергеев (приемный сын Сталина) вспоминал: "Помню однажды Василий прибегает домой, подходит к Иосифу Виссарионовичу и говорит: "Папа, ребята когда возвращались со школы, увидели, как старухи крестятся и молятся, так они бросили им под ноги пугачи — взрывчатку". Сталин нахмурил брови: "Зачем? Я спрашиваю, зачем они это сделали?" Василий отвечает: " А зачем они молятся?" Отец ему в ответ: "А ты бабушку уважаешь? Любишь ее? А она тоже молится. Потому, что знает чего-то такое, что ты не знаешь".

"Имеются многочисленные церковные предания, по крайней мере предостерегающие от однозначных оценок Сталина. В октябре1941 года Сталин приезжал в Царицыно к святой праведной Матрене (Николаевой), которая сказала ему: " Красный петух победит. Победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы".

"В 1941 году, когда немцы уже были в Химках, — вспоминала монахиня Сергия (Клименко), — из Москвы хотели вывозить мощи святого Благоверного Даниила (мощи преподобного Сергия Радонежского были уже вывезены историко - археологическим обществом для сохранения).

В ночь на 23 ноября по старому стилю князь. Даниил Московский сам явился Сталину (при Сталине ночью Кремль был освещен и все работали) и сказал:" Я хозяин Москвы не трогайте меня, а то всем плохо будет", ( ...) о том, что. Сталин видел князя Даниила, рассказал мне архимандрит Иеремия" ( Лебедев [1885 г. р. — 1.3.1953г скончался]), казначей Патриарха Алексия, когда я после войны приехала в Москву" — так закончила свои воспоминания о Сталине монахиня Сергия.

Наконец есть известие, что зимой. 1941 года "изрядно смутившийся Сталин [...] призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы.; тогда же, продолжает легенда, чудотворная икона Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской, в Алексеевском, церкви была на самолете облетела кругом Москвы и Москву от врагов спасла.

А 9 декабря 1941 года после первого успешного контрнаступления, предшествующего Московскому, был освобожден Тихвин". "В библиотеке архиепископа Сергия (Ларина, умер в 1967 году) хранится изданный в Белграде в 1941 году второй том книги И. К. Сурского " Отец Иоанн Кронштадский" с характерной надписью на его полях рядом с напечатанным там неизвестным пророчеством о. Алексея Мечева:

"...ныне... исполнилось пророчество старца о. Алексея Мечева... что когда придет время, — Бог пошлет нужных людей, которые спасут Россию. — Бог послал Иосифа Виссарионовича Сталина и его сподвижников, который закрыл Союз Безбожников и казнил его председателя (Ярославского — Губельмана — курсив мой С. К.)... приказал открыть православные храмы, учредил комиссариат православной церкви, установил Патриаршество в полном блеске и сказал Патриарху ... , что он желает укрепления православия". (Газета " Русский вестник" . N 29, 2005 г. Статья " Война, церковь, Сталин и великий молитвенник за Русь православную из гор Ливанских Илия (Карам)".

Я допускаю возможность легенд, но все они в пользу Сталина. Когда нацистская гитлеровская Германия развязала войну против СССР, вся антисоветская шваль в Европе ликовала. Ликовал и папа Римский Пий ll, который благословил Гитлера на войну против " безбожной " России, а главное, вечно строптивой России. Что папе концлагеря, где гибнут миллионы, не только мужчин, но и женщины, малые дети?. Что папе сожженные заживо Хатынь и Раска ? Что папе - "миротворцу" - сама по себе захватническая кровавая война? Ему лишь бы с Советской Россией расправиться, на колени ее поставить, православие раздавить.

Здорово, видать, ликовал папа в дни начала антисоветской войны. А мы ждём сейчас покояния от католической церкви. Ликовали гитлеровские вояки, начьих носках было выгравировано " С нами Бог".

А с кем все же был Бог? Не с ними конечно. Бог был со Сталиным, находившимся в Кремле, работавшим над сводками с фронтов. Бог был в русских православных храмах, над которыми звенели набатные колокола и акафисты, и молебны о Победе русского оружия, о здравии Государя Сталина, о разгроме паганых орд фашистских.

Величайшим историческим событием не только внутри СССР, но и на международной арене, стала встреча И. В. Сталина с высшим духовенством русской православной церкви в Кремле 4 сентября 1943 года. Вот коммюнике этой встречи , которое было в этот же день оглашено по советскому радио и опубликовано в газете " Известия" 5 сентября 1943 года.

"4 сентября с.г. у Председателя Совета Народных Комиссаров товарища И. В. Сталина состоялся прием, во время которого имела место беседа с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, Ленинградским митрополитом Алексием, и экзархом Украины Киевским и Галицким Николаем. Во время беседы митрополит Сергий довел до сведения Председателя Совнаркома , что в руководящих кругах Православной церкви имеется намерение совать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея. Руси и образования при патриархате Священного Синода. Глава правительства товарищ И. В. Сталин сочувственно отнесся к этим предложениям и заявил, что со стороны правительства не будет к этому препятствий.

При беседе присутствовал заместитель Председателя Совнаркома СССР товарищ В. М. Молотов".

Вот почему с первых дней войны войны, сняв рясы, шли на фронт православные священники да монахи, и сражались рядом с мальчишками — комсомольцами да комиссарами — коммунистами. И, подобно Илье Муромцу, подобно древним инокам Пересвету и Ослябе, клали головы свои за нее, за Русь Киевскую, за Русь Великую, Русь святую.

Нет, не с папой Римским Примем II был Бог, а с православным Патриархом Всея Руси Сергием, с Иосифом Сталиным, да с Красной Армией и советским народом. (Газета " Червона Украина" . С. 10, март 2002 года).

Сердечное отношение к православной церкви Сталин пронес через всю свою жизнь. "До конца жизни дед сохранял любовь к церковному пению. Кстати позднее Молотову это пригодилось, в Политбюро оказалось два бывших церковных певчих — Сталин и Ворошилов, — пишет Вячеслав Никонов в своей книге " Молотов" — и вместе они составляли не плохое трио в минуты отдыха". (Вячеслав Никонов. Молотов. С. 13. ЖЗЛ. " Молодая гвардия". 2017 год.).

"Россия всегда была отчасти мистическим государством с особым культурным кодом, — пишет Святослав Рыбас в своей книге "Сталин", — точно так же, как и после смуты 1612 года российское государство под флагом Советского Союза было восстановлено. Руководителем этого процесса стал И. В. Сталин... Он повторил то, что до него сделали Иван Ill , Иван Грозный и Петр Великий, десницы которых были тяжелы " для врагов России. ( Святослав Рыбас. Сталин. С. 8. ЖЗЛ. "Молодая гвардия" 2020 год).

В Сталинскую эпоху было два Символа веры:

1) символ веры Сталин и коммунизм.

2) символ веры православия и христианства.

Восстановим эти символы веры, значит победим и заставим всех врагов и неприятелей наших считаться с нами, бояться нас и уважать.

Солидарность! Сплоченность! Созидание! Решимость!

Мир и единство славянам!

С. И. Костян, профессор, Председатель Белорусского славянского комитета, единственный в Беларуси Лауреат Европейского Союза Культуры.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?